II Сообщение нового материала.
1) Определение темы урока.
2) Ознакомление с понятием «маринист».
3) Биография И.К. Айвазовского.
4) Анализ репродукций картин И. Айвазовского:
а) «Девятый вал»
б) «Рыбаки на берегу моря»
в) «Шторм у берегов Ниццы»
5) Анализ тематического рисунка.
|
- Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется.
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
- А как называется картинка с изображением моря?
- Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Вывешивает карточку с темой.
- Наверно, среди ваших знакомых, близких, родных, друзей есть женщины или девочки, которых зовут Марина?
- Марина – в переводе от латинского означает «морская».
- А художника, который изображает море, называют маринист.
Вывешивает карточку.
- Самым известным русским художником-маринистом был Иван Константинович Айвазовский.
Вывешивает карточку.
- Вам, наверно, известен этот художник? Что вы о нем знаете?
- Сейчас я вам расскажу кратко его биографию. Вы внимательно слушайте.
- И. Айвазовский жил вблизи моря и, восхищаясь им, создал не одну тысячу морских пейзажей. Когда художник был еще маленьким, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев. С его помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую академию художеств. После его окончания художник поселился в Феодосии. Там он построил дом и писал картины.
- Что вы запомнили из моего рассказа об Айвазовском?
- Айвазовский в основном писал морские пейзажи.
В разную погоду море выглядит по-разному. Так же с особым настроением художники умело передавали это. Рассмотрим репродукции трех картин Ивана Айвазовского на тему моря.
- Перед вами репродукция картины Айвазовского «Девятый вал». Девятым валом моряки называли самую огромную и страшную волну.
- Какие чувства у вас вызывает эта картина?
- Какие события изображены на картине?
- Что изображено в нижней части картины?
- Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли.
- Каким изображается небо? Какие цвета использованы?
- Что вы можете сказать об изображаемом море? Какое оно?
- Какие цвета художник использовал для изображения моря?
- Следующая работа Айвазовского – «Рыбаки на берегу моря»
- Какие чувства у вас вызывает эта картина?
- Какое явление изображает художник?
- Какими цветами художник передает цвет моря?
- А цвет солнца?
- Что изображено на первом плане? На втором?
- Следующая работа - «Шторм у берегов Ниццы».
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что изображено?
- Какими цветами передается настроение моря?
- Какими цветами передается небо?
- С какими работами Айвазовского мы с вами сейчас работали?
- Сегодня мы с вами будем рисовать морской пейзаж. Мы побудем художниками-маринистами, будем изображать спокойное море.
- С чего начнем работу?
- Рисуем линейный рисунок карандашом. Сначала нарисуем линию горизонта, которая будем отделять небо от земли. Затем рисуем лодку или парусник. Можно нарисовать берег или маленький островок, чаек. Затем рисуем солнце на закате и волны.
Затем начинаем работать красками. С чего начнем раскрашивать?
- Сначала раскрашиваем лодку (парусник), остров (берег). Затем, когда краска высохнет, раскрашиваем небо светло-голубым, голубым цветом. У горизонта небо рисуем светлее.
Солнце – желтым, оранжевым, красным.
Чтобы получить цвет морской волны, смешивают синий и зеленый цвета, так получается изумрудный цвет.
Море – на переднем плане – более ярче и насыщенней, ближе к горизонту – светлее.
- Как расположим альбом?
- Работаем аккуратно, не спеша, рисуем по этапам.
|
Слушают учителя.
- Это море.
- Пейзаж.
- Морской пейзаж.
Ответы детей.
Слушают рассказ учителя.
Ответы детей.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Слушают.
- Печаль, тревогу, беспокойство.
- Изображено то, как люди, сумевшие спастись, после кораблекрушения плывут на обломках мачты.
- Обломки мачты.
- Небо при закате.
Цвета – красный, желтый, оранжевый.
- Бушующее, но уже утихающее.
- Темно-синий, изумрудный. Изумрудный цвет – это цвет надежды.
- Спокойствие, гармонию.
- Рыбака на берегу моря на закате солнца.
- Голубым, синим.
- Солнце – желтым, оранжевым.
- На первом плане – рыбака на лодке. На втором – корабль.
- Печаль, тревогу, тоску.
- Море во время шторма.
- Темно-синими, синими, серыми.
- Темно-синим.
- «Шторм у берегов Ниццы», «Девятый вал», «Рыбаки на берегу моря».
Отвечают.
- С лодки.
Слушают внимательно учителя.
- Горизонтально.
|
Познавательные: развитие операций мышления; структурирование знаний;
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания;
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные: связь с жизнью;
знакомство с новым понятием;
Коммуникативные: умение слушать и слышать;
Познавательные: структурировать знания;
Коммуникативные: умение слушать и слышать;
Познавательные: познавательный материал – биография художника.
Личностные: проявлять интерес к процессу обучения;
Познавательные: закрепление усвоенного материала;
Познавательные: анализ картин;
Личностные: выражать свое отношение к картинам Айвазовского;
Коммуникативные: развитие речи; умение строить речевые высказывания;
Познавательные: ориентация в пространстве;
Познавательные: развитие операций мышления;
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания;
Познавательные: анализ;
Личностные: выражать свое отношение к картине;
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания;
Личностные: выражать свое отношение к изображаемому в картинах;
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания;
Коммуникативные: умение слушать и слышать;
Познавательные: анализ поэтапного рисования пейзажа;
Коммуникативные: строить речевые высказывания;
Личностные: проявлять интерес к рисованию пейзажа;
Коммуникативные: умение слушать и слышать;
|