- Здравствуйте, ребята, сегодня урок письма буду вести у вас я, меня зовут Айгуль Халиловна, садитесь.
–Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.
Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.
– Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!
– Посмотрите на доску. Какая буква лишняя:
и у п а о,
л с ы т к
- Почему? Докажите.
(В первом случае – потому что п – согласная буква, в остальные - гласные; во втором случае – ы – гласная буква, остальные – согласные).
- Молодцы, ребята. Какую букву мы вчера открыли для себя на уроке обучения чтению? (познакомились со звуком и буквой «М»)
- Как кричит корова?
- Назовите первый звук. Определите, гласным или согласным является звук [м]? Докажите свой выбор.
- Сегодня нашим пальчикам предстоит много работать, поэтому сделаем разминку для них.
а) Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый сильный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
Этот пальчик хоть и мал, он и ловок и удал.
б) Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
- Ребята, открываем прописи, обводим и заштриховываем колокольчики.
- Послушайте отрывок из сказки и угадайте, кто в гости к нам пришел.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
- Кто же пришел к нам в гости? (Мойдодыр)
- Как вы думаете, почему у Мойдодыра такой “грозный вид”?
- А что мы можем сделать на уроке письма, чтобы Мойдодыр стал добрым? (Постараться писать красиво и грамотно)
- Какой первый звук слышится в слове “Мойдодыр”?
- Какую букву обозначает?
- Строчную или прописную? (прописную)
- Почему? (имена пишутся с большой буквы)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буква М.)
– Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:
Писать прописную букву… (М.)
Писать буквосочетания и слова… (с буквой М.)
- Давайте сравним эти две буквы. (обе прописные, одна письменная, другая печатная)
-Из скольких элементом состоят эти буквы? Чем различаются?
- Откройте прописи. Назовите, из каких элементов состоит буква М? (Буква М состоит из трех элементов.)
- Вспомните буквы, в которых эти элементы присутствуют.
- Постараемся написать красиво. Но что надо сделать, прежде всего? (Сесть прямо, проверить положение прописи).
- Посмотрите на таблицу.
Учитель показывает на доске заглавную букву М.
- Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
- Пропишем в воздухе и посчитаем: раз-и(с учителем и самостоятельно).
- Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки.
- Пропишем второй элемент в воздухе и посчитаем: и-раз-и.
- Пишем третий элемент – длинную палочку с закруглением вправо.
- Пропишем третий элемент в воздухе и посчитаем: и-раз
1)Показ с комментированием на доске
2) Письмо в воздухе под счет: раз-и-и-раз-и-и-раз.
3) Самостоятельная работа
- Написали по линиям-помощницам, а теперь выберите понравившуюся красивую букву и поставьте под ней точку и равняйтесь на неё, когда начнете писать без линий-помощниц.
- Приготовьте ладошки. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [м], хлопайте. Приготовились: дом, этаж, метро, земля, ученик, мел, учитель, зима, улица, Москва.
– Прочитайте слоги. Где эти буквы соединяются?
- Назовите первый звук в каждом слоге. Почему первая буква в слогах одинаковая, а звуки произносим разные? Запишите слоги.
– Прочитайте и запишите слова. Подчеркните в словах слоги ма и мя. В каком слове подчеркнули два слога?
Запишите слияния букв –
ма ам ом вм. Какой у них вид соединения? (верхний и нижние)
- Какое слово ребенок произносит самым первым? (мама)
- Мама- самая для нас дорогая, любимая и мы должны все делать так, чтобы она только улыбалась, а не расстраивалась
( показ написания слова учителем, затем дети записывают слово самостоятельно)
-Напишите слово мама, поставьте ударение.
- Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут.(метро)
Запишите это слово.
-Какое животное похоже на слона, но имеет мех. (мамонт)
-Сколько слогов в слове «мамонт»?(2)
-Что раньше использовали на балах, сейчас на новогодней елке?
(маска).
Письмо в тетради слов с проговариванием.
Анализ соединений.
– Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Что вам помогло узнать имена ребят? Запишите имена. (Маша, Миша, Митя, Мила.)
– Что общего во всех словах? (Имена начинаются с буквы М. Имена пишутся с большой буквы.)
– Это имена полные или краткие? Назовите полные имена ребят.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
- На доске вы видите слова, вам нужно собрать новые слова. (Рамка, масло, топор, колос).
- Прочитайте предложение. Какое это предложение? (Вопросительное)
- Вспомните текст, который мы читали на уроке чтения. (Ответы детей на вопрос)
- Сколько слов в этом предложении? (Четыре)
- Как пишется предложение? (С большой буквы, а в конце точка)
- Запишем предложение, я на доске, а вы в тетради с проговариванием. (Аналогично разбирается второе предложение).
- А теперь поиграем. Игра “Найди слову место”. На следующей строке в предложении перепутались слова. Восстановите предложение и найдите для каждого слова свое место. Составленное предложение запишем.
Проверка предложения.
- Молодцы, ребята, многие очень хорошо справились с работой, некоторым нужно еще немножко постараться.
- Какие новые знания приобрели сегодня?
- Какие трудности возникли?
- Какое задание было наиболее интересным?
- Все ли цели достигли?
|