сайт работников образованияВторник, 03.12.2024, 22:29

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Коды для PS3 | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

новости

Поиск

Главная » Статьи » Учебные материалы, Гдз » учебные материалы

конспект урока по литературе

Конспект урока по литературе​ 2 класс

Технологическая карта урока литературного чтения

студентки 31 группы

 

УТВЕРЖДАЮ

Методист                                         подпись__________ (Ф.И.О.) _____________

«    » __________ 2014 г.

 

Дата проведения:

1 октября 2014 г.

Класс: 2 «б»

Тема: Нанайская народная сказка «Айога»

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомиться и выявить особенности нанайской сказки «Айога».

Задачи:  

- продолжить работу по формированию навыков чтения;

- выявить особенности сказок как литературного жанра; учить умению оценивать поступки героев;

- развивать умение самостоятельно работать с текстом; развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное, 

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка, интерес к чтению;

 

Планируемый предметный результат: познакомиться с нанайской сказкой «Айога»; обогатить словарный запас; читать текст про себя  и понимать прочитанное; определять главную мысль произведения;  охарактеризовать героев произведения; сравнить героев произведения.

Оборудование:  учебник В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, видеозапись.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Организационный момент

- Здравствуйте, сегодня урок литературного чтения буду вести я. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Приветствуют учителя.

Личностные: проявлять интерес к учению;

Регулятивные: нацеливание на успешную работу;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.  

II Актуализация знаний

1)Речевая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Работа в группах.

 

 

 

 

- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте эти чистоговорки про себя.

Ши-ши-ши – наши груши хороши.

Шу-шу-шу – я объелся, чуть дышу.

Шо-шо-шо – скушать грушу хорошо.

- А теперь прочитаем хором.

- Прочитаем чистоговорки грустно. Сначала первый ряд читает первую строчку, второй ряд - вторую, третий ряд – третью. А теперь весело  по одной строчке каждый ряд. 

- Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением. 
- Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах. 
- Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы.

- Нужно работать в группах дружно, прислушиваясь друг другу, исправлять ошибки, если что-то дается не легко.
- Итак, вам необходимо прочитать отрывок произведения на карточке, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название (даны отрывки из различных сказок). 
- Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки? 
- Докажите, что это сказка.
-Сказки бывают различных видов. К какой группе относится ваша сказка? 
- Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки. Схема на слайде (народные и авторские, по содержанию - волшебные, бытовые, о животных) 

Читают про себя.

 

 

 

 

 

 

Читают хором.

 

 

 

 

 

Читают чистоговорки с разной интонацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила работы в группах.

 

 

 

 

 

 

Работают в группах сообща.

 

Вспоминают названия сказок по отрывку.

 

- Есть зачин - начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа.

 

Определяют, к какому виду относятся сказки.

Коммуникативные: умение слушать и слышать,  развитие речи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищами, работая в группе;

 

Личностные: понимание личной ответственности за будущий результат;

 

Познавательные: структурировать свои знаний, выдвижение гипотез и их обоснование;

знание произведений

 

Коммуника-тивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

III Формирование новых знаний

1) Подготовка к первичному восприятию.

а) Определение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Рассказ учителя о нанайском народе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Определение цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

2) Первичное чтение.

 

 

 

3)Эмоционально-оценочная беседа

 

 

 

 

 

 

 

4) Вторичное чтение

 

 

 

5) Анализ сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Вторичные синтез.

Чтение по ролям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. 

- Прочитайте вопрос. (на слайде)

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r30.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r31.jpg

http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r32.jpg

- Выскажите свое мнение.

- Мы вернёмся к этому вопросу позже.
- Используя знаки под буквами, расшифруйте слово в рамке.

- Какое слово получилось?

- Как вы думаете, это слово как-то связано с нашим сегодняшним уроком? Как называется произведение, с которым мы будем работать?

- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся со сказкой «Айога».

 - Это нанайская сказка.

- Что вы знаете о нанайском народе?

- Тогда я вам расскажу про этот народ, а вы внимательно слушайте.

Нанайцы – (нанай, "здешний человек") один из малочисленных народов Дальнего Востока,  живший в 17 веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка. Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Нанайцы – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и  меха зверей они шили себе одежду. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.  

- Что мы узнали о нанайцах?

 - Предположите кто или что такое Айога.

-Рассмотрите иллюстрацию. (на слайде изображение девушки с крыльями).

- Как вы думаете, эта девушка как-то связана с темой нашего сегодняшнего урока?

-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? 

- Какие цели мы будем сегодня преследовать?
- Ваши предложения, с чего начнём работу? 
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением. (слайд) 

1. Прочитать произведение.

2. Познакомится и охарактеризовать главных героев,

3.Выяснить основную мысль,

4. Высказать своё отношение

  - Откройте эту сказку.  Как вы думаете, эта сказка авторская или народная? Почему вы так думаете?

- Молодцы, ребята.

- Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова. 
- Какие слова нам встретятся, прочитайте на слайде. 

Мялка

Покоробятся

Айога

-Прочитайте про себя, теперь по слогам хором, быстро с ударением.

-Как вы понимаете слово «Мялка»?

- Мялка - приспособление, с помощью которого разминают, мнут что-л.

- Слово «Покоробиться»?

- По-ко-ро́-бить-ся - стать неровным, искривитьсявыгнуться

- Слово «Айога»?

- Что узнать значение этого слова, нам нужно будет прочитать сказку «Айога».

- Вы, наверное, устали. Проведем физминутку. Включает видео.

- Я прочитаю сказку, вы внимательно слушайте. Подумайте, о ком идет речь в сказке.

 

-Понравилась ли вам сказка? 
-Что понравилось? 
-Какие чувства вызвала у вас эта сказка? 

- Что же обозначает слово Айога?
- Назовите героев сказки? 
- За кого из героев вы тревожились больше всего? 

- Теперь прочитаем эту сказку по цепочке, читаем внимательно, следим за текстом. Затем мы охарактеризуем Айогу.

- О чем идет речь в сказке?

- С какой просьбой обратилась мама к  Айоге?

- Как поступила Айога? (Она помогла матери?) Найдите в тексте и прочитайте ту часть, где Айога отвечает на просьбу мамы.

- Как этот поступок характеризует Айогу? Какие качества характера  у Айоги  проявились?

- С какой просьбой обратилась Айога к матери? 

- Мать не отдала ей лепёшку.  Почему?  Прочитайте этот отрывок, где Айога просит лепешку у мамы.

Как мама поступила с Айогой?

- Почему мама так поступила?

- А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать?

- Дайте характеристику Айоге, какая она? Понравилась ли вам Айога?

- А какая она?

 - Почему же она вам не понравилась?

- Дайте характеристику маме Айоги. Какая она была?

- Мать Айоги хотела обратить внимание дочки на ее неправильное поведение. Она пошла хитрым способом – придумывала отговорки. Как ее это характеризует?

 - Любила ли мать свою дочь? Почему вы так считаете?

- Про кого еще говорится в произведении?

- Как вы можете ее охарактеризовать?

 

 

- Прочитайте ту часть, где Айога пошла к речке и увидела соседскую девочку. Что она сказала Айоге? Как характеризует ее этот поступок? Значит, какая она?

- А что сделала Айога в ответ?

- Что с ней случилось? Как была наказана Айога?

 - Почему?

- Послужило ли Айоге  это уроком?

 - А на самом деле какой она стала?

- Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье?

- Почему она не смогла понять свою мать?  

Есть  в русском языке слова – гордыня и гордость.  Может кто-то знает, что они обозначает? Как вы понимаете эти слова? Как понимаете слово «гордыня»? «гордость»?

- Гордыня и гордость — понятия сходно звучащие, но разные по значению. Давайте разберемся по очереди, что такое гордыня и гордость. 

- Гордыня – это чувство собственной важности, эгоизм, это вера в собственную исключительность, в превосходство над другими людьми.

- А гордость отражает положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.
- Как вы поняли слово «гордыня»? Что оно обозначает? А слово «гордость»?

- С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку?

- Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?

 - Какого же испытания не выдержала Айога?

 

- А теперь поработаем в парах. На ваших партах лежат листочки с качества людей. Соедините стрелками, какие качества присуще Айоге и какие соседской девочке,

Айога

Соседская девочка 
 

 

гордая

ласковая 
самовлюбленная 
заботливая 
трудолюбивая 
ленивая 

разумная 

 

- С какой целью создал эту сказку народ, что он хотел сказать? Можно ли гордиться своей красотой?

- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди?

 

- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так. (Учитель демонстрирует слайд) .

- Какие слова вы могли бы подписать под этим слайдом? Прочитайте этот отрывок из текста.

 Обсудите сначала это в парах.

- А под этим слайдом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь, давайте прочитаем эту сказку по ролям. Как нужно читать?

 

 

- Сколько ролей будет?

- Назовите их.

 

- Поработайте в группах, распределите роли, попробуйте прочитать (шепотом). 

 -  Хочется закончить сказку известными словами: сказка-ложь…(да в ней намек, добрым молодцам урок)

- Какой урок вы извлекли?

 - А что ценят в людях разные народы?

- А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

- Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

- Айога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нанайцы передвигались на собачьих упряжках, занимались охотой и рыболовством.

 

- Я думаю, что это цветок или бабочка.

Народная.

 

- Не знаем.

 

 

 

- Определить цели работы.

- Прочитаем сказку, сделаем анализ сказки.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Народная, потому что нет автора.

 

 

 

 

 

 

 

Читают про себя, хором слова.

 

 

 

 

 

 

Объясняют значения.

 

 

 

 

 

 

- Отвечают

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

Слушают чтение учителем.

 

 

 

 

 

 

 

- Да, понравилось как соседская девочка помогла матери Айоги.

-Так звали девочку.

- Айога, соседская девочка, мать Айоги.

 

Читают по цепочке.

 

 

 

 

 

 

- О девочке, которая хвалилась своей красотой.

- Мама попросила ее принести водички. Она начала искать отговорки.

- Она ленивая, не спешит помочь матери, не жалеет мать.

- Попросила дать лепешку.

- Значит, матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери. Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на её неправильное поведение.

- Мать и дочь как будто поменялись ролями. Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой  раньше, возвращаются к ней.

-  Если бы она поняла, она бы изменилась.

-Нет, не понравилась.

- Айога была очень красивая. Её все хвалили, а потом она зазналась.

- Она загордилась и понравилась сама себе.

- Трудолюбивая, добрая.

 

 

 

- Характеризует ее мудрость, умение найти подход.

 

 

 

- Конечно, любила, она желала своей дочке только добра. Она хотела, чтоб она стала лучше.

- Про соседскую девочку.

 

- Соседская девочка трудолюбивая, готова прийти на помощь, она не жалеет своих рук, чтоб помочь соседям.

 

- Добрая, щедрая, ей не жалко лепешки.

 

 

 

- Она разозлилась.

- Она превратилась в гуся.

- Она разозлилась, зашипела и вытягивала шею.

 

- Нет. Она по-прежнему гордилась своей красотой.

 - Некрасивой, неуклюжей.

- Она очень гордилась своей красотой, поэтому превратилась в некрасивого гуся.

- Она сильно гордилась своей красотой.

 

- Гордыня  - это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм – это забота только о себе.

 

 

 

- Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

- Её все хвалили.

 

 

 

- В первую очередь она сама виновата, но и окружающие помогли ей в этом.

- Испытания красотой.

 

 

- Айога – гордая, самовлюбленная, ленивая.

 

- Соседская девочка ласковая, заботливая, трудолюбивая, разумная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что нельзя гордиться своей красотой, чрезмерно себя любить, быть ленивой и занимать все свое свободное время любованием на самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

- На страдания и  одиночество.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Айога была очень красивой девочкой и все её очень хвалили.

  - Айога загордилась. Стала часто любоваться в зеркало на своё отражение.

- Разозлилась Айога и побежала к реке. А соседская девочка пожалела её и предложила  лепёшку.

- Совсем разозлилась Айога, зашипела, замахала руками и руки у неё в крылья превратились.

- Нужно читать выразительно, с правильной интонацией, следить за текстом, работа должна быть слаженной.

- Четыре.

- Айога, мать, соседская девочка и автор.

 

 

Читают по ролям.

 

 

 

 

 

-Надо быть добрым, отзывчивым, любить и помогать маме, быть красивым в душе, а не снаружи.

- Доброту, трудолюбие.

- Конечно, хотелось.

-Айога должна понять, что поступала  плохо  и тогда она опять сможет превратиться в девочку.

 

 

Познавательные: развитие операций мышления;

 

Регулятив-ные: контроль и коррекция;

 

Коммуникативные: коррекция ответов товарищей, строить речевое высказыва-ние;

Познаватель-ные: использование знаково-символичес-ких средств;

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение слушать и слышать; умение отвечать на вопросы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: структурировать знания;

Коммуникативные: умение строить осознанно речевые высказывания

Познавательные: анализ иллюстрации;

 

 

Регулятив

ные: целеполага-ние; составлять план действий;

 

Коммуникативные: высказывать свое мнение;

 

 

 

 

 

Познавательные: умение различать сказки;

Структурировать знания;

 

Коммуникативные: умение слушать и слышать; развитие речи;

 

Познавательные: определение значения слов;

 

Коммуникативные: выражают свое мнение;

 

 

 

 

Коммуникативные: умение слушать и слышать;

 

 

 

 

Коммуникатиные: выражают свое отношение к прочитанно-му;

 

Познавательные: извлекать информацию из прочитанно-го;

Познавательные: анализ содержания сказки;

 

Коммуникативные: участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других;

Высказывать свою точку зрения на события, поступки;

 

 

Познавательные: умение извлекать информацию из текста; структурировать знания;

 

 

Регулятивные: вносить необходимые ответы в ответы учащихся; 

 

 

Личностные: давать нравственную оценку поступкам героев;

 

 

 

 

 

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

 

 

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

 

 

 

Регулятивные: контроль и коррекция;

 

Познавательные: умение различать слова «гордость» и «гордыня»; структурировать свои знания;

 

 

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

 

 

 

 

 

 

Познавательные: установление причинно-следственных связей;

 

 

 

Коммуника-тивные: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью;

 

Коммуникативные: умение

Сотрудничать с партнером;

 

Познавательные: структурировать свои знания;

 

Личностные: нравственно-этическое оценивание;

 

 

Регулятивные: контроль и коррекция;

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: анализ иллюстрации;

 

 

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, доказывать свою  точку зрения отрывками из текста.

 

 

Регулятивные: контроль и коррекция;

 

 

Регулятивные: оценка (своих ответов);

 

Коммуникативные: умение сотрудничать в группе с товарищами; чтение по ролям;

 

 

Коммуникативные: умение

выражать  свое мнение, аргументировать факты;

 

Личностные: нравственно-этическая оценка;

Познавательные: развитие операций мышления;

Информация о домашнем задании

 

 

 

- Домашнее задание будет творческого характера, вам нужно будет написать письмо Айоге, дать ей советы как стать лучше.

 

Записывают в дневниках.

Коммуникативные: умение слушать и слышать;

Рефлексия. Итог урока

- С какой сказкой познакомились? 
- Что нового узнали о нанайской народности? 
- На кого из героев вам хотелось быть похожими? 

Подведём итоги работы на уроке. Продолжи фразу:
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…

- Со сказкой «Айога».

 

- Узнали, что передвигались на собачьих упряжках.

 

- На соседскую девочку.

 

 

Продолжают фразы.

Познавательные: использовать приобретенные знания для ответа на вопросы;

 

Коммуникативные: строить речевые высказыва-ния;

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Скачать конспект урока по литературе

Категория: учебные материалы | Добавил: HoverT (27.12.2014)
Просмотров: 1453 | Теги: Скачать конспект урока, по литературе, 2 класс, урока, конспект | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
1-2 классы [13]
3-4 классы [1]
5-6 классы [2]
7-8 классы [1]
9-11 классы [4]
Экзаменационные билеты [0]
Дошкольное образование [5]
Проекты, конкурсы, сценарий [19]
Рассказы школьной программы [1]
учебные материалы [15]

Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Шкурки для world of tanks
  • Коды для PS3
  • скачать mod sobeit 4.3

  • Репетиторы


    При копирований материалов ссылка на сайт обязательна! © 2024