II Актуализация знаний
1)Речевая гимнастика
2) Работа в группах.
.
|
- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте эти чистоговорки про себя.
Ши-ши-ши – наши груши хороши.
Шу-шу-шу – я объелся, чуть дышу.
Шо-шо-шо – скушать грушу хорошо.
- А теперь прочитаем хором.
- Прочитаем чистоговорки грустно. Сначала первый ряд читает первую строчку, второй ряд - вторую, третий ряд – третью. А теперь весело по одной строчке каждый ряд.
- Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.
- Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.
- Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы.
- Нужно работать в группах дружно, прислушиваясь друг другу, исправлять ошибки, если что-то дается не легко.
- Итак, вам необходимо прочитать отрывок произведения на карточке, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название (даны отрывки из различных сказок).
- Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки?
- Докажите, что это сказка.
-Сказки бывают различных видов. К какой группе относится ваша сказка?
- Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки. Схема на слайде (народные и авторские, по содержанию - волшебные, бытовые, о животных)
|
Читают про себя.
Читают хором.
Читают чистоговорки с разной интонацией.
Вспоминают правила работы в группах.
Работают в группах сообща.
Вспоминают названия сказок по отрывку.
- Есть зачин - начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа.
Определяют, к какому виду относятся сказки.
|
Коммуникативные: умение слушать и слышать, развитие речи;
Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищами, работая в группе;
Личностные: понимание личной ответственности за будущий результат;
Познавательные: структурировать свои знаний, выдвижение гипотез и их обоснование;
знание произведений
Коммуника-тивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
III Формирование новых знаний
1) Подготовка к первичному восприятию.
а) Определение темы урока.
б) Рассказ учителя о нанайском народе
в) Определение цели урока
Физминутка
2) Первичное чтение.
3)Эмоционально-оценочная беседа
4) Вторичное чтение
5) Анализ сказки
Работа в карточках.
Работа с иллюстрациями.
6) Вторичные синтез.
Чтение по ролям
|
- Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.
- Прочитайте вопрос. (на слайде)
- Выскажите свое мнение.
- Мы вернёмся к этому вопросу позже.
- Используя знаки под буквами, расшифруйте слово в рамке.
- Какое слово получилось?
- Как вы думаете, это слово как-то связано с нашим сегодняшним уроком? Как называется произведение, с которым мы будем работать?
- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся со сказкой «Айога».
- Это нанайская сказка.
- Что вы знаете о нанайском народе?
- Тогда я вам расскажу про этот народ, а вы внимательно слушайте.
Нанайцы – (нанай, "здешний человек") один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в 17 веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка. Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Нанайцы – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.
- Что мы узнали о нанайцах?
- Предположите кто или что такое Айога.
-Рассмотрите иллюстрацию. (на слайде изображение девушки с крыльями).
- Как вы думаете, эта девушка как-то связана с темой нашего сегодняшнего урока?
-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
- Какие цели мы будем сегодня преследовать?
- Ваши предложения, с чего начнём работу?
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением. (слайд)
1. Прочитать произведение.
2. Познакомится и охарактеризовать главных героев,
3.Выяснить основную мысль,
4. Высказать своё отношение
|
- Откройте эту сказку. Как вы думаете, эта сказка авторская или народная? Почему вы так думаете?
- Молодцы, ребята.
- Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова.
- Какие слова нам встретятся, прочитайте на слайде.
Мялка
Покоробятся
Айога
-Прочитайте про себя, теперь по слогам хором, быстро с ударением.
-Как вы понимаете слово «Мялка»?
- Мялка - приспособление, с помощью которого разминают, мнут что-л.
- Слово «Покоробиться»?
- По-ко-ро́-бить-ся - стать неровным, искривиться, выгнуться.
- Слово «Айога»?
- Что узнать значение этого слова, нам нужно будет прочитать сказку «Айога».
- Вы, наверное, устали. Проведем физминутку. Включает видео.
- Я прочитаю сказку, вы внимательно слушайте. Подумайте, о ком идет речь в сказке.
-Понравилась ли вам сказка?
-Что понравилось?
-Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
- Что же обозначает слово Айога?
- Назовите героев сказки?
- За кого из героев вы тревожились больше всего?
- Теперь прочитаем эту сказку по цепочке, читаем внимательно, следим за текстом. Затем мы охарактеризуем Айогу.
- О чем идет речь в сказке?
- С какой просьбой обратилась мама к Айоге?
- Как поступила Айога? (Она помогла матери?) Найдите в тексте и прочитайте ту часть, где Айога отвечает на просьбу мамы.
- Как этот поступок характеризует Айогу? Какие качества характера у Айоги проявились?
- С какой просьбой обратилась Айога к матери?
- Мать не отдала ей лепёшку. Почему? Прочитайте этот отрывок, где Айога просит лепешку у мамы.
Как мама поступила с Айогой?
- Почему мама так поступила?
- А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать?
- Дайте характеристику Айоге, какая она? Понравилась ли вам Айога?
- А какая она?
- Почему же она вам не понравилась?
- Дайте характеристику маме Айоги. Какая она была?
- Мать Айоги хотела обратить внимание дочки на ее неправильное поведение. Она пошла хитрым способом – придумывала отговорки. Как ее это характеризует?
- Любила ли мать свою дочь? Почему вы так считаете?
- Про кого еще говорится в произведении?
- Как вы можете ее охарактеризовать?
- Прочитайте ту часть, где Айога пошла к речке и увидела соседскую девочку. Что она сказала Айоге? Как характеризует ее этот поступок? Значит, какая она?
- А что сделала Айога в ответ?
- Что с ней случилось? Как была наказана Айога?
- Почему?
- Послужило ли Айоге это уроком?
- А на самом деле какой она стала?
- Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье?
- Почему она не смогла понять свою мать?
Есть в русском языке слова – гордыня и гордость. Может кто-то знает, что они обозначает? Как вы понимаете эти слова? Как понимаете слово «гордыня»? «гордость»?
- Гордыня и гордость — понятия сходно звучащие, но разные по значению. Давайте разберемся по очереди, что такое гордыня и гордость.
- Гордыня – это чувство собственной важности, эгоизм, это вера в собственную исключительность, в превосходство над другими людьми.
- А гордость отражает положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.
- Как вы поняли слово «гордыня»? Что оно обозначает? А слово «гордость»?
- С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку?
- Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?
- Какого же испытания не выдержала Айога?
- А теперь поработаем в парах. На ваших партах лежат листочки с качества людей. Соедините стрелками, какие качества присуще Айоге и какие соседской девочке,
Айога
Соседская девочка
|
гордая
ласковая
самовлюбленная
заботливая
трудолюбивая
ленивая
разумная
|
- С какой целью создал эту сказку народ, что он хотел сказать? Можно ли гордиться своей красотой?
- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди?
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так. (Учитель демонстрирует слайд) .
- Какие слова вы могли бы подписать под этим слайдом? Прочитайте этот отрывок из текста.
Обсудите сначала это в парах.
- А под этим слайдом?
- А теперь, давайте прочитаем эту сказку по ролям. Как нужно читать?
- Сколько ролей будет?
- Назовите их.
- Поработайте в группах, распределите роли, попробуйте прочитать (шепотом).
- Хочется закончить сказку известными словами: сказка-ложь…(да в ней намек, добрым молодцам урок)
- Какой урок вы извлекли?
- А что ценят в людях разные народы?
- А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?
- Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?
|
Высказывают свое мнение.
- Айога
Отвечают
Внимательно слушают.
- Нанайцы передвигались на собачьих упряжках, занимались охотой и рыболовством.
- Я думаю, что это цветок или бабочка.
Народная.
- Не знаем.
- Определить цели работы.
- Прочитаем сказку, сделаем анализ сказки.
- Народная, потому что нет автора.
Читают про себя, хором слова.
Объясняют значения.
- Отвечают
Выполняют физминутку.
Слушают чтение учителем.
- Да, понравилось как соседская девочка помогла матери Айоги.
-Так звали девочку.
- Айога, соседская девочка, мать Айоги.
Читают по цепочке.
- О девочке, которая хвалилась своей красотой.
- Мама попросила ее принести водички. Она начала искать отговорки.
- Она ленивая, не спешит помочь матери, не жалеет мать.
- Попросила дать лепешку.
- Значит, матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери. Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на её неправильное поведение.
- Мать и дочь как будто поменялись ролями. Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.
- Если бы она поняла, она бы изменилась.
-Нет, не понравилась.
- Айога была очень красивая. Её все хвалили, а потом она зазналась.
- Она загордилась и понравилась сама себе.
- Трудолюбивая, добрая.
- Характеризует ее мудрость, умение найти подход.
- Конечно, любила, она желала своей дочке только добра. Она хотела, чтоб она стала лучше.
- Про соседскую девочку.
- Соседская девочка трудолюбивая, готова прийти на помощь, она не жалеет своих рук, чтоб помочь соседям.
- Добрая, щедрая, ей не жалко лепешки.
- Она разозлилась.
- Она превратилась в гуся.
- Она разозлилась, зашипела и вытягивала шею.
- Нет. Она по-прежнему гордилась своей красотой.
- Некрасивой, неуклюжей.
- Она очень гордилась своей красотой, поэтому превратилась в некрасивого гуся.
- Она сильно гордилась своей красотой.
- Гордыня - это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм – это забота только о себе.
- Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения.
Отвечают на вопрос учителя.
- Её все хвалили.
- В первую очередь она сама виновата, но и окружающие помогли ей в этом.
- Испытания красотой.
- Айога – гордая, самовлюбленная, ленивая.
- Соседская девочка ласковая, заботливая, трудолюбивая, разумная.
- Что нельзя гордиться своей красотой, чрезмерно себя любить, быть ленивой и занимать все свое свободное время любованием на самого себя.
- На страдания и одиночество.
- Айога была очень красивой девочкой и все её очень хвалили.
- Айога загордилась. Стала часто любоваться в зеркало на своё отражение.
- Разозлилась Айога и побежала к реке. А соседская девочка пожалела её и предложила лепёшку.
- Совсем разозлилась Айога, зашипела, замахала руками и руки у неё в крылья превратились.
- Нужно читать выразительно, с правильной интонацией, следить за текстом, работа должна быть слаженной.
- Четыре.
- Айога, мать, соседская девочка и автор.
Читают по ролям.
-Надо быть добрым, отзывчивым, любить и помогать маме, быть красивым в душе, а не снаружи.
- Доброту, трудолюбие.
- Конечно, хотелось.
-Айога должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.
|
Познавательные: развитие операций мышления;
Регулятив-ные: контроль и коррекция;
Коммуникативные: коррекция ответов товарищей, строить речевое высказыва-ние;
Познаватель-ные: использование знаково-символичес-ких средств;
Коммуникативные: умение слушать и слышать; умение отвечать на вопросы;
Познавательные: структурировать знания;
Коммуникативные: умение строить осознанно речевые высказывания
Познавательные: анализ иллюстрации;
Регулятив
ные: целеполага-ние; составлять план действий;
Коммуникативные: высказывать свое мнение;
Познавательные: умение различать сказки;
Структурировать знания;
Коммуникативные: умение слушать и слышать; развитие речи;
Познавательные: определение значения слов;
Коммуникативные: выражают свое мнение;
Коммуникативные: умение слушать и слышать;
Коммуникатиные: выражают свое отношение к прочитанно-му;
Познавательные: извлекать информацию из прочитанно-го;
Познавательные: анализ содержания сказки;
Коммуникативные: участвовать в диалоге;
Слушать и понимать других;
Высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Познавательные: умение извлекать информацию из текста; структурировать знания;
Регулятивные: вносить необходимые ответы в ответы учащихся;
Личностные: давать нравственную оценку поступкам героев;
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;
Регулятивные: контроль и коррекция;
Познавательные: умение различать слова «гордость» и «гордыня»; структурировать свои знания;
Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
Познавательные: установление причинно-следственных связей;
Коммуника-тивные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Коммуникативные: умение
Сотрудничать с партнером;
Познавательные: структурировать свои знания;
Личностные: нравственно-этическое оценивание;
Регулятивные: контроль и коррекция;
Познавательные: анализ иллюстрации;
Коммуникативные: умение выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения отрывками из текста.
Регулятивные: контроль и коррекция;
Регулятивные: оценка (своих ответов);
Коммуникативные: умение сотрудничать в группе с товарищами; чтение по ролям;
Коммуникативные: умение
выражать свое мнение, аргументировать факты;
Личностные: нравственно-этическая оценка;
Познавательные: развитие операций мышления;
|